Обновленные ФГОС
Реализация обновлённого ФГОС СОО и введение ФОП
Информация о переходе на обучение по обновленным ФГОС среднего общего образования
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 класса перейдут на обучение по обновленным ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденным приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 года № 732.
В обновленных ФГОС среднего общего образования конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ, учтены перспективные направления научно-технологического развития России, приоритеты государственной политики, утвержденные концепции преподавания учебных предметов, а также универсальные кодификаторы проверяемых элементов содержания, которые распределены по классам, и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Какие предметы будут изучать школьники старших классов?
ФГОС СОО на одного школьника за 2 года обучения предусматривается не менее 2170 — 2516 часов (не более 37 часов в неделю). Занятия могут проводиться по 5-ти или 6-ти дневной недели.
Учебный план определяет учебную нагрузку, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей. Предусматривается обязательное изучение следующих учебных предметов на базовом или углубленном уровне: русский язык, литература, родной язык и (или) государственный язык республики РФ, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая
культура и основы безопасности жизнедеятельности. Не менее двух учебных предметов учащиеся должны изучать на углубленном уровне в зависимости от выбранного профиля обучения.
Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей образовательной организации.
Второй иностранный язык может изучаться по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий.
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией.
Обучающимися будут выполнять индивидуальные проекты. Школам предоставлено право формирования индивидуальных учебных планов (на базовом или углубленном уровне) обучающихся, учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), которые должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах предусматривают замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет «Адаптивная физическая культура»; включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной работы, могут предусматривать изучение всех учебных предметов на базовом уровне.
Как отмечалось в первой части статьи, в соответствии с обновленными ФГОС СОО в учебном плане средней школы должно быть не менее 13 учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности. Кроме того, каждый старшеклассник должен изучать не менее двух предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем.
Вместе с тем, ряд предметов: право, экономика, естествознание, Россия в мире, астрономия, экология, которые ранее выбирались школьниками по желанию и знания по ним не проверялись, утратили самостоятельность. Теперь содержание этих предметов включено соответственно в курсы по обществознанию, биологии, физике, истории и химии. А значит, эти темы появятся и в заданиях ВПР и ЕГЭ.
«Право» и «Экономика» включены в углубленный курс «Обществознание». «Астрономия» в полном объеме вошла в физику, как на базовом, так и на углубленном уровне.
«Естествознание» и «Экология» включены в курсы биологии, химии, физики. «Россия в мире» входит в курсы «Истории» и «Обществознания». Как видим, никакие предметы из программы не исключены, и в то же время некоторые получили углубленные версии, а другие -дополнятся новым содержанием. Кроме того, образовательная организация теперь вправе включить в учебные планы любые дополнительные учебные предметы и курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями учреждения.
Нормативно-правовая документация
Федеральный уровень
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)
Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования)
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 "О направлении информации" (вместе с Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ)
Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации" (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ)
Региональный уровень
Приказ Департамента образования Орловской области от 26 декабря 2022 года № 1953 "Об утверждении регионального плана-графика («дорожной карты») по введению и реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных организациях Орловской области"
Муниципальный уровень
Школьный уровень
Приказ МБОУ "Барановская СОШ" от 10.03.2023 № 14 "Об утверждении Плана-графика (дорожной карты) по введению и реализации обновленного ФГОС СОО"
Переход на обучение по ФОП
Работа по обновленным ФГОС-2021
Обновленный ФГОС ООО. Приказ Минпросвещения Росси от 31 мая 2021 года №287
Обновленный ФГОС НОО. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №286
Орловский институт развития образования: http://оиро.рф/rabota-po-obnovlennym-fgos-noo-i-fgos-ooo/
Приказ управления образования администрации Ливенского района Орловской области от 15 марта 2022 года № 29 "Об утверждении плана-графика (дорожной карты) по введению и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Ливенского района" (Приложение к приказу)
Приказ МБОУ "Барановская СОШ" от 29 марта 2022 года № 24 "Об утверждении Плана-графика (дорожной карты) по введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО МБОУ "Барановская СОШ"
Информация для учителя
Письмо А.В. Зыряновой от 15.02.2022
Приложение План-график Минпросвещения
Приложение 1 Инф-метод письмо о введении ФГОС НОО и ФГОС ООО
Приложение 2. План-график работ Минпросвещения
Приложение 3 План-график введения обновленных ФГОС НОО ООО
Приложение 4 Критерии готовности региональных ОИВ к введению Обн ФГОС
Приложение 5 Критерии готовности ОО к введению ОбнФГОС
Приложение 6 Организационно-управленческий процесс введения ОбнФГОС
Обновленные ФГОС НОО, ООО - содержание, механизмы реализации. Академия Минпросвещения РФ
Обновленные ФГОС каскадная модель обучения Академия Минпросвещения РФ
Информация для родителей (законных представителей)
ФГОС-2021 для начальной и основной школы: презентация для родителей (законных представителей)